В данном материале мы попытаемся рассказать о том, как правильно написать научную статью для журнала, который индексируется в авторитетных международных наукометрических базах данных Scopus и Web of Science.
Материал рассчитан, прежде всего, на молодых ученых (аспирантов и кандидатов наук), которые:
1) хотят написать свою первую самостоятельную «скопусовскую» англоязычную статью,
2) уже имеют несколько публикаций в отечественных журналах,
3) желают выйти на мировой уровень научной коммуникации,
4) владеют английским на среднем или высоком уровне.
В качестве вступления позволим себе три замечания о современном научном мире:
На территории стран бывшего СССР бытует мнение, что терминальным (окончательным) продуктом научной работы является научный отчет (диссертация – тоже отчет) или книга. В англоязычном мире терминальным продуктом, в котором воплощается научная информация, является статья в научном (скопусовском) журнале. Ради нее пишутся заявки на получение гранта, ею отчитывается ученый за проделанную в течение года работу. Количество скопусовских статей – основной критерий при приеме на работу преподавателя университета или научного сотрудника (а смена места работы в Европе и Штатах происходит намного чаще, чем в странах бывшего СССР). Публикации вне скопусовских журналов не учитывают при рейтинговых оценках деятельности ученого или коллектива исследователей. Отечественная наука к этому еще не дошла, но неминуемо придет, перестанет рассматривать тезисы, учебные пособия и прочий «информационный мусор» как результаты научной деятельности. Grey literature (серая литература), как правило, представляет собой материалы и исследования, публикуемые вне традиционных каналов распространения научной информации – англоязычных скопусовских журналов.
Статья в скопусовском журнале – товар. Этот специфический товар продается на рынке (в международном научном сообществе), только платят за него не наличными, а ссылками на этот товар в других статьях. Больше ссылок – больше «цена» товара. Ретейлеры (продавцы) – редколлегии скопусовских журналов. Они подбирают товар (рукописи), доводят их до кондиции (разной для разных скопусовских журналов) и выставляют на рынок (публикуют онлайн). Чтобы товар был лучше виден журнал развивает определенную активность, регистрируясь в платных и бесплатных базах данных (как бы рекламируя товар – конкретную рукопись).
В супермаркете, когда Вы подходите к полке с сотней видов конфет, какую упаковку Вы купите? Вы руководствуетесь десятком критериев: качество сырья, масса упаковки, ее презентабельность, торговая марка, цена и др. Открыв в Google Scholar ссылки на определенный научный термин и загрузив несколько десятков PDF-файлов научных статей, Вы без труда найдете аналогии для перечисленных «конфетных» характеристик. Одна статья сверстана и отформатирована ужасно, но написана хорошо, другая выполнена на убитом, дореволюционном оборудовании, но библиография современная и т.д. Скопусовский журнал гарантирует, что все этапы работы, опубликованной в нем, соответствуют неким оптимальным (на данном этапе развития науки) требованиям по десятку или десяткам (в зависимости от уровня журнала) критериев. Швейцарские часы и их китайская подделка имеют разное качество и цену. Ваша рукопись в отечественном журнале и статья коллектива зарубежных авторов в журнале Nature будут иметь разное количество ссылок, ничего с этим не поделаешь. Качество и затраты на производство «китайской подделки» все же меньше, чем у швейцарского оригинала, однако мы будем пытаться сделать свое изделие (статью) как можно лучше.
После того, как мы поняли, что современная научная статья является товаром, можно перейти к практическим рекомендациям по написанию ее текста. Эти рекомендации ориентированы на естественно-научную тематику, однако, будут полезны как гуманитариям, так и представителям технических наук.
С чего начать?
- Далеко не всегда целесообразно продолжать писать на ту же тему, по которой Вы работаете. Выберите близкую тематику, в которой Вы ориентируетесь, но еще не прочли тысячи отечественных источников по данному вопросу.
- При определении темы статьи постарайтесь сразу найти оптимальное сочетание собственного научного интереса и возможностей с конъюнктурой рынка научных работ смежного профиля.
- Тема, на которую планируете писать, должна быть интересна Вам, должна увлекать Вас, иначе хорошей статьи не получится.
- Тщательно ознакомьтесь с самыми распространенными ошибоками, которые допускают авторы при написании научных статей для авторитетных международных журналов.
Не 500, и не 50. В пяти сотнях можно «утонуть», полсотни источников, вероятно, будет недостаточно. В одном из материалов мы кратко описывали, как знакомиться с оформлением и содержанием научных статей в Science Direct. Далее половину статей из сотни можно удалить, чтобы они не засоряла Вашу рабочую папку. С оставшейся литературой нужно работать дальше. Среднее количество источников в Вашем библиографическом (пристатейном) списке должно составлять 40–50 англоязычных журнальных статей. Сразу же удалите из папки тезисы, отчеты, диссертации и прочий «информационный мусор»!
Есть нелегальные методы обхода платного доступа к международным журналам. Мы советуем не нарушать законы, а легально зарегистрироваться в научной сети Research Gate и скопировать оттуда бесплатно все, что Вам нужно. Кстати, Ваша поисковая активность в этом случае не останется незамеченной. Коллеги, чьи статьи Вы прочитаете и процитируете, обнаружат это сразу же после Вашей публикации и, возможно, в ответ сошлются на Вашу работу в следующих своих статьях.
Еще один совет: не читайте источники кириллицей при поиске информации, поскольку Вы не сможете на них сослаться в будущей англоязычной статье. Редакторы немногих скопусовских журналов разрешат Вам процитировать несколько источников кириллицей в транслитерации.
Перед написанием текста статьи советуем ознакомиться с некоторыми требованиями к оформлению статей для наукометрических баз. Следовать требованиям оформления статей журнала, в котором Вы предполагаете публиковаться, нужно неукоснительно.
При написании введения не пытайтесь дать анализ всей мировой литературы за последние несколько столетий. В своей статье Вы общаетесь с коллегами, реальными людьми, для которых английский в большинстве случаев является родным языком и которые за несколько секунд могут подобрать исчерпывающую библиографию по любой теме. Вы общаетесь с ними на равных, используете их понятийный аппарат, пытаетесь изложить современное состояние научной проблемы в довольно узкой области, где опубликована сотня статей за последние полстолетия.
Советую написать на листке бумаги 10–12 научных фактов (для каждого – свой источник литературы), которые касаются Вашей темы, сгруппировать их по 3–4 в 3–4 абзаца. Это и станет понятным и доступным введением Вашей рукописи.
В последнем абзаце введения принято формулировать гипотезы (не цель – кальку заголовка статьи, как принято у нас). Гипотез должно быть 2–4, они должны «вытекать» каждая из своего абзаца введения. Желательно, чтобы не все гипотезы подтвердились в результате исследования, иначе какой смысл был писать Вашу статью?
Из полусотни статей по Вашей теме подберите наиболее подходящий метод, сравните повторность и методы статистической обработки, использованные в скопусовских статьях. Три основных критерия для рецензента Вашей статьи: повторность, методы лабораторного анализа, методы статобработки. Если хотя бы один из них хуже, чем в опубликованных работах – не тратьте время, не надейтесь, что рецензенты будут ленивыми или глупыми.
Истинная и мнимая повторность, множественные сравнения выборок (рецензенты рекомендуют использовать тест Тьюки, поправку Бонферрони для множественных ANOVA, рекомендуется MANOVA), проверка выборок на нормальность распределения (не используйте критерий Стьюдента) – наиболее частые замечания рецензентов по статобработке экспериментальных публикаций.
Раздел «Материал и методы» должен давать возможность полностью повторить Ваши исследования. Любые «мутные» места в тексте – повод без детальных объяснений отказать в публикации Вашей статьи. Для многих экспериментальных работ этот раздел может составлять до двух журнальных страниц текста.
Если Вы работаете с биологическими объектами – локальный этический комитет должен одобрить программу Ваших исследований. Об этом обязательно должно быть упоминание в «Материалах и методах» Вашей рукописи.
- Типичная ошибка – смешивание «Результатов» и «Обсуждения». «Результаты» не должны содержать ссылок на литературные источники и интерпретацию данных, как бы Вам этого не хотелось.
- Не дублируйте данные таблиц и графиков текстом, не старайтесь расширить «Результаты» ради объема как такового.
- Старайтесь в максимально сжатой форме представить Ваши результаты. Не приводите первичных данных в этом разделе.
Типичная ошибка – помещение в этот раздел «новых» данных, ранее не указанных в «Результатах».
Нельзя писать в конце статьи выводы (по образцу русскоязычных статей). Заключение – это что-то новое, а не перефразированное «Обсуждение», это перспективы дальнейших исследований, Ваши мысли, которые должны запомниться читателю Вашей статьи.
Нельзя в аннотации копировать предложения из разделов статьи – перефразируйте их. Аннотация – «рекламный щит» Вашей научной статьи – будет скопирована в десятки баз данных по всему миру. Поэтому она должна быть самодостаточной, понятной, исчерпывающей и, главное, интересной.
Экономить время на библиографии категорически нельзя. Внимательно просмотрите требования для оформления статей в конкретном журнале. Отформатируйте все тонкости: запятые перед инициалами авторов, пробелы или их отсутствие между инициалами, полное или сокращенное (и по какому стандарту) название журнала, дефис или короткое тире между страницами и т.д. И рецензенты, и редактор отлично разбираются во всех этих тонкостях.
Советуем изучить несколько статей последних номеров журнала, в который Вы хотите подавать рукопись, на предмет оформления библиографических списков. Чтобы оформить библиографические позиции согласно популярными международными форматами цитирования Вы также можете использовать бесплатные онлайн-генераторы цитат или инструкции в сети Интернет (например, Reference List: Articles in Periodicals для стиля APA).
Половина Вашей библиографии должна быть опубликована за последние 5 лет, не больше 5% библиографии – Ваши публикации, максимум – несколько источников «серой литературы» (без индексов DOI, тезисы, книги и пр.).
Проверьте все ли источники «сосланы в тексте» и, наоборот, все ли ссылки в тексте «имеют основание» в библиографии. Если рецензент обнаружит хотя бы одно несоответствие – статья будет им забракована.
После этого проверьте все ли ссылки на источники внутри одних скобок расставлены в очередности по годам (в странах бывшего СССР принято расставлять их по алфавиту). Как образец возьмите статьи, опубликованные в последнем номере данного журнала.
Далеко не всегда нужно экономить на объеме статьи. В большинстве журналов публикация бесплатная, Вас никто не упрекнет за «лишнюю страницу». Вам скорее откажут в публикации маленькой статьи, чем большой.
Перед передачей рукописи переводчику отформатируйте ее (курсивы, надстрочные и подстрочные символы, формулы и т.д.) в идеальном виде на украинском/русском языке. Для большинства журналов стандартом является шрифт Times New Roman, 12 пт, полуторный междустрочный интервал, 2 см поля со всех сторон. Рисунки и таблицы поместите после списка литературы. Библиографию и ссылки на источники в тексте оформите сразу же под конкретный журнал. После перевода внести исправления будет намного труднее (если Вы не носитель языка).
Обычно (если иное не указано в требованиях к оформлению статей конкретного журнала) рукопись оформляется одним вордовским файлом, который называется фамилией автора в английской транслитерации и годом публикации. После получения замечаний рецензента в заголовок файла после года добавляют «(rev 1)», означающее, что это первый измененный вариант рукописи с исправлениями. Иногда переписка с рецензентами доходит до «(rev 7)» и более. Ничего страшного, если объем переписки с рецензентами превысит объем самой статьи, Вы многому научитесь.
Какие бы научные степени и звания не имел Ваш переводчик, скорее всего, Вы получите в рецензии фразу «Статья имеет большое количество грамматических ошибок и нуждается в проверке носителем языка». Не расстраивайтесь, это дежурная фраза. Многие рецензенты сами не являются носителями языка, и таким путем они «перестраховываются» перед редактором журнала, чтобы не выглядеть безграмотными.
Отошлите полученный перевод носителю языка, пусть и не специалисту по Вашей теме.
Скупой платит дважды. Сэкономив на переводе и проверке, Вы будете заниматься перепиской с рецензентами в несколько раз дольше, прежде чем статья будет принята к печати.
Отформатируйте текст до идеального (по Вашему мнению) состояния. Отложите статью. На следующий день снова ее перечитайте – найдите десяток новых недочетов. Все, что не нравится Вам, не понравится и рецензентам. Статья должна Вам нравиться.
Перед отсылкой рукописи проверьте окончательный вариант с помощью программ Advego Plagiatus или Etxt на плагиат. Даже одно предложение в Вашей статье, идентичное с уже существующими публикациями (Вашими или чужими – не имеет значения), – повод обвинить Вас в плагиате и отказать в публикации. Сейчас проверка на плагиат обязательно проводится во всех международных журналах. Помните, что похожий с уже опубликованными текст может появиться и не по Вашей вине, а в процессе перевода.
«Реверансы» в адрес рецензента общеприняты в англоязычном мире и являются нормой делового этикета. Перед началом ответа на конкретные замечания поблагодарите рецензента за потраченное время, внимательное отношение к начинающему автору, а также детальную проработку Вашей рукописи.
Не пишите письма рецензентам «под копирку», Ваше ответное письмо Рецензенту 1 должно отличаться от письма Рецензенту 2. Объем текста ответа должен быть не меньше, чем объем текста в письме рецензента, адресованного Вам. В конце письма еще раз поблагодарите рецензента за проделанную работу.
Пропустить (проигнорировать) замечание рецензента – это почти личное оскорбление. Человек потратил время, указал на конкретную ошибку и попросил Вас исправить ее по всему тексту рукописи. Вы проигнорировали. На какую реакцию Вы рассчитываете?
Начинающие авторы пугаются предстоящего объема работы. Рецензент 1 пришлет Вам страницу текста рекомендаций в бланке рецензента, еще десяток замечаний на полях Вашей рукописи и до сотни исправлений в тексте, помеченных в режиме редактирования Word. Рецензент 2 – столько же, но частично новых, частично дублирующих рецензента 1. Что делать? Берите за основу текст с замечаниями того рецензента, который внес больше исправлений. Создавайте новый вордовский файл под названием «Ответ рецензенту 1», и каждое Ваше изменение рукописи фиксируйте в нем отдельной фразой. Редактору Вы должны выслать четыре вордовских файла:
вариант статьи, в котором в режиме редактирования выделены все исправления (для экономии времени рецензентов и редактора),
новый вариант статьи с пометкой «(rev 1)» в названии,
два отдельных ответа рецензентам (не перепутайте номера рецензентов).
Редакторы научных журналов бывшего СССР традиционно берут на себя неспецифические функции – исправляют за автора ошибки, форматируют данные в таблицах, видоизменяют рисунки. Не рассчитывайте на подобное со стороны редакторов скопусовких журналов. Что Вы им прислали – то и напечатают. Если они увидят, что рукопись потребует с их стороны значительных затрат времени, скорее всего Вы получите «дежурный ответ» о том, что их «журнал отсеивает 70% рукописей; Ваша рукопись интересна, но к сожалению в портфеле в данный момент находятся статьи на ближайшие три номера». Это вежливый отказ, означающий, что Вы не довели публикацию до нужного качества.
Не отчаивайтесь, если после отсылки в первый журнал получите отрицательные рецензии. Учтите все пожелания рецензентов, улучшите рукопись и отсылайте ее во второй журнал. Если в четвертом или пятом журнале Вы получили отрицательный ответ – не тратьте дальше время, опубликуйте эту рукопись в отечественном журнале (он почти наверняка напечатает английский вариант Вашей статьи).
Не посылайте одновременно одну и ту же статью в несколько журналов – это серьезное нарушение этических норм западного научного мира. Последствия рано или поздно для Вас будут плачевными.
Американский профессор, носитель языка, написавший сотню скопусовских статей, с лабораторией, десятком сотрудников и ежегодным бюджетом несколько миллионов долларов пишет в среднем пять скопусовских статей в год. Ставьте для себя реалистичные цели. Если у Вас нет десятка помощников и современного оборудования, то одна статья за полгода – это максимум.
Помните, что в своей англоязычной статье Вы «общаетесь» с на порядок большей аудиторией: на русском языке разговаривает четверть миллиарда, на английском – около 7 миллиардов человек. Ваша статья будет в ближайшие 10–20 лет прочитана несколькими сотнями узких специалистов по данной теме, Вам не должно быть за нее стыдно. Ваша публикация должна заинтересовать специалистов, инициировать новые исследования, стать важной репликой в диалоге, длящемся не одно столетие в конкретной научной области.